Главные храмы острова Бали

Янв312012
Автор: BaliVed
PDFПечатьE-mail

Те, кто давно интересуется Бали, наверняка, встречали, в описаниях того или иного храма, что данное сооружение балийцы относят к sad kahyanganшести самым священным храмам острова. Но сложилось впечатление, что храмов больше, чем шесть, к тому же некоторые авторы называли цифру не шесть, а девять. Пробуем разобраться сколько их, и почему именно этим храмам придается на Бали особое значение.

По балийским понятиям, чем древнее место, где «обитает дух», тем оно священнее. Большинство храмов, которые указывают как sad kahyangan, расположены в местах, которые считались священными еще до завоевания Бали империей Маджапахит. Балийцы считают, что первым на этих местах святилища возвел яванский брахман Мпу Кутуран (Empu Kuturan) в XI в. Причем места, где он ставил святилища, для жителей острова имели сакральное значение еще задолго до его появления и распространения индуизма. До сих пор на их территории сохраняются останки древних мегалитических построек. После Мпу Кутурана брахман Нирартха в конце XV – начале XVI вв. «достраивал» храмы и сделал «апгрейд» религиозных верований.

На английском языке sad kahyangan называют directional temples. Перевожу это, как «направляющие храмы» (англ. directional – «направляющий, задающий направление»).

Можно заметить, что географическое положение храмов на карте Бали довольно упорядоченно и вполне могло бы иметь какое-то значение относительно сторон света или других ориентиров.

«Направляющими» можно также понимать не в буквальном географическом смысле, а фигурально, т.е. эти храмы, задают некий религиозный канон веры и образец для других храмов, которых на Бали тысячи, одним словом, направляют. Посещение главных святилищ является обязательным в жизни каждого балийца.


View Самые священные храмы острова Бали in a larger map

 

Кстати, их еще называют sad kahyangan jagat; последнее слово переводиться, как «мир», т.е. получается, "шесть священных храмов мира". Скорее всего, балийцы не претендуют на центральное положение во «всём» мире, а проецируют на храмы свои космологические представления об устройстве мироздания.

Большинство источников едины, называя следующие храмы:

Pura Besakih

Pura Lempuyang

Pura Goa Lawah

Pura Luhur Ulu Watu

Чаще всего к ним присоединяются:

Pura Luhur Batukau

Pura Pusering Jagat (Pura Puser Tasik)

А также:

Tanah Lot

Pura Masceti

Pura Sambu

Pura Ulun Danau Batur

Pura Ulun Danau Bratan

Pura Pulaki

Откуда такая разница? К сожалению, точно узнать не удалось. Может только строить предположения. К примеру, хотя 94% островитян исповедуют одну и ту же религию, сакральными могут считаться разные храмы в зависимости от региона. Из-за этого западные исследователи (и просто любители), получая информацию из различных мест, указывают различные святилища в качестве sad kahyangan jagat... и все они отчасти могут быть правы. Не исключаю вариант, что в силу каких-то причин одни храмы стали считать более священными, чем те, что считались ранее... т.е. были одни, стали другие. Это было бы вполне по-балийски, чтобы заморочить голову любопытным туристам и скрыть свои святыни:-)

Не знаю, как вам, а мне было сложно не то, чтобы запомнить, а даже прочесть сочетание sad kahyangan. Проще, когда узнаешь, что означает слово kahyangan. Оказывается, -hyang-это корень, который имеет самостоятельное значение: «хьянг» - невидимая духовная сущность, которая обладает магической силой. Хьянг – это святой дух или дух предка. Концепция “хьянг” ассоциируется с балийским индуизмом, который начал развиваться в самостоятельную религию приблизительно тысячелетие назад. Однако в действительности понятие “хьянг”  намного древнееи встречается у народов, населявших острова Индонезии задолго до прихода индуизма и до сих пор сохранятеся в некоторых племенных сообществах. Коренные жители островов (до проникновения индуизма, буддизма и ислама) почитали и поклонялись духам природы и духам предков; они верили, что духи предпочитают селиться на «высоких» местах, поэтому горы стали считать священными, а также большие деревьях. Поэтому получается, что слово kahyangan означает место (- an суффикс, указывающий место), где обитает дух. Слово sad имеет двойное значение – «дар» или «шесть». «Шестерка» почиталась в Индии, как священное число или «идеальный дар». Кому интересно, то подробности здесь. На мой взгляд, этого достаточно, чтобы исключить возможность существования «девяти» храмов, как иногда пишут...

PUSERING JAGAT

Теперь о храмах, которые относят наиболее часто к «священной шестерке». Не смотря на титул Бесаких, «как матери всех храмов», центральным храмом sad kahyangan jagat считают совсем другой храм, который расположен ближе к центру острова PURA PUSERING JAGAT (Pura Puser Tasik). Храм находиться в деревне Pejeng (район Гьяньяр/Gianyar) на западной стороне шоссе Tampaksiring. Название комплекса в переводе означает «центр мира». Храм несет в себе значение «пуп земли» - космологическое понятие центра мира в религиозно-мифологических традициях Бали. И по географиическому положению он действительноцентральный. Главная достопримечательность храма – древний сусуд со святой водой Sangku Sudama (или Sudamala), вытесанный из песчаника. Сосуд приблизительно метр в высоту и на нем есть почти стертое изображение сцены из Махабхараты «Пахтание Молочного Океана», где девы и асуры добывают и соперничают за обладание эликсиром вечной жизни. В древних манускриптах лонтар Пура Пусеринг Джагат еще также именуют Tasik, что означает «центральный океан». Это место, где почитают бога Шиву, что подтверждает присутствие статуи Ганеши, Дурги (в отличие от индийского варианта, на Бали Дурга – супруга Шивы), а также символическое изображение мужского и женского начала в форме лингамаи йони.

PURA BESAKIH

Считается, что это место уже было священным еще во времена мегалита. Самый древний участок на территории комплекса - Pura Batu Madeg (возможно перевести как «храм неподвижного камня»). Вроде, как и камень всё на том же месте. Храмовый комплекс возведен в честь индуистской троицы – Брахмы, Вишну и Шивы.

PURA LEMPUYANG

Далее, если взглянуть на карту, по часовой стрелке располагается храм Лемпуйанг. Это тоже храмовый комплекс, который состоит из несколькоих храмов, кульминацией которого является собственно PuraLempuyang Luhurна вершине одноименной горы. Дорога к храму не из простых, чтобы оказаться на вершине, придется преодолеть 1700 ступеней и еще пройти расстояние около 700 м. Храм посвящен Единому богу Ida Sang Hyang Widhi Wasa. С точки зрения балийской религии Ida Sang Hyang Widhi Wasa означает единого Всемогущего бога. Бог един, но проявлений и имен у него много и самые известные – это Брахма, Вишну, Шива. Брахма проявление Ida Sang Hyang Widhi Wasa как Создателя, Вишну – проявление Ida Sang Hyang Widhi Wasa Хранителя, Шива – Разрушителя. В символическом смысле это означает, что все создания Sang Hyang Widhi Wasa должны пройти три цикла – рождения, жизни и смерти.

Храм находиться на высоте 768 м. Даже если вас не заморачивает религиозный аспект путешетвия, то подняться на вершину стоит из-за окрестных панорамных пейзажей. На мой взгляд, Лемпуйанг – одно из самых волшебных и недооцененных у туристов (... пардон, и путешественников тоже:-) мест на Бали. Хотя, конечно, мало найдется любителей, готовых протопать всё это расстояние. Но виды, которые открываются на Агунг – потрясные: чего только стоит вулкан Агунг в обрамлении храмовых ворот candi bentar.

Следующий на нашем пути PURA GOA LAWAH, основатель которого всё тот жеяванскийбрахман Мпу Кутарана, датируется 1007 г. В течение нескольких веков храм стоял без названия. В 1489 г. брахман Нирартха, путешествуя на восток остановился возле святилища, чтобы насладиться видом и помедитировать. Видимо, Нирартха засиделся в медитации, потому что когда он собрался покинуть его, чтобы продолжить свой путь, на месте, где еще вчера ничего не было, образовалась пещера. Удивленные жители деревни упросили брахмана остаться вместе с ними, пока на этом месте не построят храм. Что вскоре с успехом и случилось. Храм назвали “пещера летучих мышей”... но это уже совсем другая легенда и о ней другой раз:-)

Далее хорошоизвестный и популярный PURA LUHUR ULU WATU. Его также основал Мпу Кутуран в XI в., а «достроил» и превратил в место своего последнего пристанища Нирартха.

Завершим свое виртуальное поломничество по самым священным балийским храмам в PURA LUHUR BATUKAU (он же Pura Luhur BatukaRu / Watukaru).

Храм Лухур Батукуру распложен в тропическом лесу в горах на высоте 1300 м. Это одно из мест, где чаще всего выпадают осадки, почти всегда прохладно и покрыто дымкой влажного тумана. Святилище заложил в XI в... догадайтесь кто?... и долгое время оно являлся пристанищем для верующих отшельников. В 1604 г. храм был атакован и частично разрушен князем Булеленга Anglurah Panji Sakti, но его войска получили неожиданный отпор со стороны... роя пчел, который как считается наслал на них дух-покровитель (хьянг) этого места. Хотя полуразрушенный храм продолжал оставаться местом поломничества, перестроили и восстановили его только в 1959 г. Находясь в стороне от «протоптанных» маршрутов, храм почти всегда пуст, и только во время церемоний, проводимых по балийскому календарю, в него стекаются тысячи верующих.

Обновлено Дек042012

logo_whybali

© 2009 - 2013 whyBALI

 

О сайте:

WhyBali - это on-line путеводитель по Бали. Как самостоятельно организовать путешествие, забронировать виллу, отель или подыскать жилье на длительное проживание. Авиабилеты, экскурсии, достопримечательности, спа-салоны, рестораны и многое другое. Фото острова Бали. Вся информация на сайте проверяется и периодически обновляется!